Главная События «Зодчество-2008». От чума до небоскреба
События

20.10.2008
«Зодчество-2008». От чума до небоскреба

Вчера в московском Манеже завершился фестиваль «Зодчество-2008», который без преувеличения можно назвать одним из самых ярких событий российской архитектурной жизни. Организатором фестиваля традиционно выступил Союз архитекторов России.

Впервые «Зодчество» открыло свои двери для профессионалов и любителей в далеком 1993 году, когда мы жили в совсем другой стране, а вокруг нас строились совсем другие здания. С тех пор фестиваль приобрел статус международного и превратился в знаковое событие общественной жизни.

 


Нынешнее, шестнадцатое «Зодчество» стало не просто площадкой для общения членов профессионального сообщества, а настоящей «выставкой достижений архитектурного хозяйства». Рядовой обыватель получил возможность узнать, что же ждет наши города в ближайшем будущем, полюбоваться на то, что построили у соседей и волей-неволей пройти некий ликбез, чтобы научиться отличать настоящую архитектуру от больной фантазии некоторых девелоперов.

Почин говорить с потребителем на понятном языке москвичи оценили. На протяжении всех трех фестивальных дней в Манеже яблоку было негде упасть. Популярности мероприятию добавило еще и то, что вход в ЦВЗ «Манеж» и на другие фестивальные площадки был абсолютно бесплатным. Организаторы объяснили причину такой щедрости тем, что фестиваль – это не только смотры, конкурсы и выставки работ участников, но и открытая трибуна для дискуссий, мастер-классы и лекции ведущих отечественных и зарубежных архитекторов и дизайнеров и многое другое.

 

 

Три фестивальных дня прошли под девизом «Исторический город и новая архитектура». В актуальности такой темы сомневаться не приходится. Проблемы изменения архитектурного облика городов, вписывания новых объектов в существующий контекст, отношения к зданиям-памятникам и суперсовременным постройкам стали в последние годы настоящими точками кипения общественного сознания. Эти проблемы прошли красной нитью и через выступления официальных лиц, открывавших фестиваль. Так, хорошо известный любому москвичу Валерий Шанцев, занимающий ныне кресло главы Нижегородской области, отметил, что Нижний Новгород – это город с давно сложившимися архитектурными традициями, относиться к которым следует очень бережно. Валерий Павлинович в этом случае, правда, не стал открывателем америк – о том, что при проектировании нового здания должно в первую очередь учитываться его архитектурное окружения, в последнее время говорят чиновники всех уровней – вплоть до Градостроительного совета при московском мэре. Звучит, конечно, хорошо. Кажется, что краеведы и сочувствующие им граждане могут вздохнуть спокойно: при такой позиции властей вряд ли можно ожидать появления «высотных монстров» в тихих замоскворецких двориках и подобных местах.

 

 Валерий Шанцев на церемонии открытия «Зодчества-2008»

 

Однако у этой медали есть и другая сторона. Зная, как ретиво и неукоснительно чиновники бросаются реализовывать подобные идеи, архитекторы и ценители «застывшей музыки» стали опасаться, не перекроет ли такая политика кислород новаторским проектам и не превратятся ли российские города в музеи под открытым небом вроде Суздаля.

Впрочем, пока у архитекторов достаточно простора для фантазии и творческих поисков. И посетители «Зодчества» смогли наглядно в этом убедиться. Большинство проектов и построек, представленных в рамках экспозиции, обладали ярким лицом и определенной смелостью. Российские архитекторы и присоединившиеся к ним зарубежные коллеги попытались доказать отечественному обывателю, что советская архитектура 60-70 годов это не «безликие бетонные коробки» и не абсолютное зло, с которым следует бороться, а оригинальный архитектурный стиль, занимающий в истории архитектуры такое же место, как и обласканные общественностью модерн и сталинское зодчество. Бесстрашные архитекторы не побоялись сыграть на поле советского постконструктивизма, задорно смешав его с «традиционным» конструктивизмом и баухаусом и сдобрив соусом хай-тека.

Отметим неоконструктивистский проект детского сада в Куркино (арх. В. Тальковский и др.). Конструктивизм – это, наверное, самая детская архитектура. Дурашливая и одновременно неизменно серьезная; любопытствующая и в то же время уверенная в себе; безрассудно смелая и сосредоточенно-робкая. Таким получился и этот проект, в котором авторы тонко обыграли некоторые узловые моменты функционалистской эстетики. Удалось главное: создать эдакий необязательный порядок, по-новому взглянуть на конструктивистскую этику.

Среди других популярных трендов, представленных на стендах «Зодчества», можно было обнаружить игру с формами и объемами, активное внедрение эллипсоидов и овальных в сечении цилиндров, упражнения с яркими локальными цветами. В этом году архитекторы продемонстрировали новый для отечественного градостроительства взгляд на традиционный микс из стекла, бетона, металлических конструкций и вертикальных форм.

 


Новая генерация небоскребов не отражает, подобно «магическому кристаллу» своими зеркальными поверхностями окружающие его старозаветные особнячки, а становится полноправным участником урбанистической среды. Эти высотки легки и воздушны. Они не скрывают происходящее за их стеклами, а предельно обнажают жизнь внутри них, превращая жизнь «офисного планктона» в бесконечное реалити «За стеклом». Кроме того, позиции в высотном строительстве все больше завоевывает нелинейная архитектура.

Другой популярный тренд – равнение на парадную сталинскую архитектуру. От аллюзий на отдельные узнаваемые детали до попыток создать практически точные копии градостроительных артефактов. Поскольку цитирование эпохи Вождя народов в строительстве стало тенденцией очень распространенной, архитектурные упражнения на эту тему, к сожалению, не всегда характеризуются высоким качеством.

Впрочем, даже такая трагическая для нашей страны эпоха, как несколько сталинских десятилетий, стала для архитекторов поводом пошутить. Например, североосетинские зодчие из бюро «Старт», видимо, вспомнив михалковскую трагическую киноисторию про комдива Котова, создали проект клуба «Дирижабль» - в виде практически настоящего цепеллина внушительных размеров. Вызывает вполне конкретные исторические ассоциации.

А вот Арт-Бюро XXI пошло другим путем. Предложенная архитектором Р. Салимовым концепция многофункционального комплекса истории военной техники в Кубинке производит смешанное впечатление. То ли выставка достижений народного хозяйства с военным уклоном, то ли беспорядок в детской комнате с забытыми на тумбочке и на ковре самолетиками, танками, машинками. Такой вот игрушечный военно-патриотический музей. Может быть, такой, каким он и должен быть.

О тенденциях в типовом массовом строительстве можно судить по экспозициям Мосгражданпроекта и ЦНИИЭП жилища. Комплекс многоэтажных домов по улице Дружбы в Сергиевом Посаде и перспективные разработки фасадов типовой серии ГМС-2001 свидетельствуют об осознанной ориентации на декоративные приемы сталинской архитектуры. Жилой комплекс микрорайона «Отрадное» в Одинцово и вовсе производит впечатление чего-то вроде парадной городской площади 50-х годов постройки.

Еще одной заметной частью экспозиции стали стенды, посвященные архитектурному облику российских регионов. Москва выставила макет «стройки века» - Царицынской усадьбы, дискуссии вокруг которой не утихли до сих пор. Республика Татарстан, присущим этому субъекту федерации восточным размахом, представила уменьшенную копию казанского кремля. На стенде Нижегородской области красовался Нижний, чуть ли не в натуральную величину. С иронией к себе отнесся Ямало-Ненецкий автономный округ, украсивший свой стенд чумом, в котором с удовольствием фотографировались посетители всех возрастов.

 

 Руководитель проекта homeweek.ru Маргарита Рогова на стенде Ямало-Ненецкого АО

 

Отечественной архитектурой дело не ограничилось. Гости фестиваля смогли близко познакомиться и с тенденциями западного зодчества. Организаторы анонсировали, что раздел зарубежной архитектуры будет как никогда представительным. Тем не менее, «забугорных» стендов в Манеже было не очень много. Однако это было с лихвой компенсировано обилием мастер-классов и лекций зарубежных архитекторов. В рамках фестиваля прошли мастер-классы Даниэля Либескинда (США), Хосе Асебильо Марин и Иньяки Абалоса (Испания), Одиль Декк и Жана Пилстра (Франция). В конференц-зале Манежа читали лекции звезды мировой архитектуры: Брайан Спенсер, Олег Хаман, Мануэль Шупп, Ульрих Тиллман и Эрвин Деринг.

 

 Немецкий архитектор Ульрих Тиллман (справа) читает лекцию «Влияние новых зданий в старых центрах и структурах»

 

Одним словом, скучать гостям «Зодчества-2008» точно не приходилось.

Текст, фото: Виктория Сафонцева, Максим Буров, homeweek.ru

 




Добавить комментарий

Ваше имя


Комментарий


Код