Главная Интервью Москва жаждет новаций. Архитекторы тоже
Интервью

04.06.2008
Москва жаждет новаций. Архитекторы тоже

Гуляя сегодня по улицам столицы и видя свежепостроенные здания, мы почти не задумываемся о том, как проект родился, почему здание выглядит именно так и располагается именно здесь. Архитектор Дарья Попова рассказала о том, почему заказчики не любят необычные проекты, что такое «концепт» и чего жаждет Москва.

- Даша, ты заканчиваешь 3 курс МАрхИ и уже работаешь по специальности. А до этого ты тоже совмещала работу и учебу?

- Да, но не совсем по специальности. Дневной архитектурный не оставляет особо много времени. Точнее сказать, вообще его не оставляет. Приходится как-то выкручиваться. Мало кто жаждет принимать на работу вечно занятых студентов дневных отделений. А тут еще не просто дневное, тут еще после института работы навалом.

- И как же ты выкручивалась?

- Одно время я работала в чем-то вроде швейной мастерской-студии. Ну, то есть не модельный дом, но и не ателье. Надолго меня не хватило – слишком много времени занимало. Потом более стандартными вещами занималась – делала обложки и иллюстрации. Это можно делать дома, так что удобно.

- А как ты попала в архитектурную студию? Ведь немало и выпускников, которые не откажутся оказаться на твоем месте.

- Как всегда - случайно. Меня привела знакомая, меня взяли работать в одной программе. Сейчас я уже много чем занимаюсь. Оказалось, учиться непосредственно в рабочем процессе в тысячу раз проще и быстрее, чем посещать дополнительные компьютерные курсы и прочее.

- И как же тебе сейчас удается совмещать учебу и работу?

- Ну у нас достаточно либерально и с пониманием относятся к студентам. Работаем мы после занятий, а на время сессии сильно не загружают работой. Хотя как раз сейчас у нас заканчивается стадия разработки концепт-проекта и начинается непосредственно проектирование. Но и учебный год уже закончился, так что можно работать и днем.

- А в чем разница между концепт-проектом и просто проектом?

- Разница в том, что если у нас на самом деле по концепт-проекту стены разъезжаются и балки в воздухе висят – это не страшно. Концепт-проект – просто картинка, которую нужно показать заказчику. В концепте видна суть будущего здания, внешний вид, внутреннее наполнение. И если проект одобрен, картинка остается той же, и начинается настоящее проектирование, где уже нельзя допускать никаких оплошностей и ошибок. По этому проекту уже будет строиться здание. Все должно быть точно до миллиметра.

Что же касается ошибок и ляпов, то они часто всплывают уже в процессе. Бывают вещи, которые сперва никто совершенно не замечает, хотя вроде бы очевидность ляпа налицо и не заметить его трудно. <

- Например?

- Например, проект отличного комплекса, где вроде бы все предусмотрено, проект просто «вылизан». А когда его построили, вдруг обнаружилось, что въезд в паркинг расположен вплотную к детской площадке. И все, ничего с этим не поделаешь – дом уже стоит. Спрашивается: как такой очевидной ошибки можно было не заметить ни на одной стадии проектирования? На самом деле это не так-то просто, как кажется, - все предусмотреть и продумать. Наибольшая часть таких ошибок в проекте обнаруживается как раз тогда, когда архитекторы подробно начинают расчерчивать проект и корпеть над каждой деталью. Главное, чтобы замечено это было до того, как изменить уже ничего нельзя.

- Чего вообще хотят заказчики? Они приходят в архитектурное бюро и говорят «Мы хотим большой блестящий комплекс там-то на такой-то площади. Сделайте» или просят что-то конкретное?

- Ну, когда как. Конечно, полной свободы действий никто не предлагает, но и детально тоже пожеланий не описывает. Некоторые уже имеют свои наброски к моменту обращения в архстудию, но в основном это уже работа архитекторов. Делаются разработки, которые заказчик либо одобряет, либо отбрасывает. В итоге получается целиковый концепт-проект, от которого уже и начинается непосредственного проектирование. В основном, первоначальные требования заказчика касаются каких-то общих вещей. Самое грустное здесь, что заказчики страдают страшной ограниченностью. И не потому, что они сами предпочитают стандартность и штампы. Просто они вкладывают большие деньги и не хотят, чтобы проект провалился или не окупился, что в сущности для них одно и то же. Какой-то необычный, новаторский и интересный проект – это рискованно. Есть проверенные временем стандарты, которые точно окупятся. Сделать что-то необычное, интересное они просто боятся, так как никто со стопроцентной точностью не скажет, принесет это прибыль или, наоборот, убыток.

- Но ведь в последнее время появляется немало как раз уникальных и экстраординарных построек...

- Ну, они так и появляются – когда появляются редкие люди, готовые оценить этот риск и пойти на него. Проблема же не в том, что проект как-то необычен, а в том, чтобы не наворотить там черт знает чего от восторга. Любой проект требует тщательной продуманности, тем более если у него особо нет аналогов. Здесь просто задача становится сложнее. Конечно, есть такие люди, которые готовы рискнуть, и благодаря им города преображаются, наполняясь какими-то интереснейшими, радующими глаз постройками. Я пока, к сожалению, с такими заказчиками не сталкивалась, но очень надеюсь.

- А какие проекты ты считаешь интересными?

- Ну, вообще в Москве не так уж мало интересного строится и построено. Сложно назвать что-то конкретное... Нашумевший «дом-ухо», например, мне нравится. Он, кажется, недавно премию какую-то получил.

- «Дом года-2007».

- Ну да.

- Говоря о нашумевших проектах, что ты думаешь об «интековском» «Апельсине»?

- Мне сложно сказать. Я только видела общий внешний план в Интернете. На картинке выглядит неплохо, но сложно сказать, что получится в итоге. Пока судить я об этом не могу. Так или иначе, сегодняшний ЦДХ по сути бетонная коробка, в которой хорошего пожалуй только то, что она вид нигде не перегораживает из-за своей малоэтажности. Вряд ли такой проект на его месте как-то ухудшит район Крымского вала.

- Сейчас в ЦДХ как раз идет Биеннале архитектуры, где можно отчетливо проследить нынешние архитектурные тенденции. А Дональд Трамп-младший буквально вчера назвал Москву наилучшим местом для реализации уникальных и необычных проектов. Что ты об этом думаешь?

- Ну, что касается Трампа, то он, безусловно, прав. В Москве действительно огромное количество площадок для подобной застройки, есть спрос, и это все имеет смысл. Город нуждается в преображении и, как мне кажется, просто жаждет чего-нибудь «остренького». Что же касается биеннале, то я бы не сказала, что лично меня она особо впечатлила. Хотя насчет тенденций ты права. Главной тенденцией я бы назвала то, что из года в год проекты становятся все более и более амбициозными, масштабными. Раньше всех тянуло на точечную застройку, на действительно огромные проекты особенно не замахивались. А в последнее время наоборот. Чего один только «Сити-парк» в Калуге стоит. Полгорода перестраивают. Но мне на биеннале больше всего понравились небольшие, но хорошие и интересные проекты. В последнее время много что изменилось и, как мне кажется, в лучшую сторону.

Текст: Анастасия Кондрашова, homeweek.ru

 
11
 



Добавить комментарий

Ваше имя


Комментарий


Код