ГАСИ рассказала, как необходимо упрощать разрешительную систему в строительстве - Новости
Главная Новости ГАСИ рассказала, как необходимо упрощать разрешительную систему в строительстве
Новости

11.10.2016
ГАСИ рассказала, как необходимо упрощать разрешительную систему в строительстве

Предлагаемая депутатами Верховной Рады (ВР) Украины новая система классификации объектов строительства в зависимости от последствий (ответственности), с двухуровневой разрешительной системой, направлена на искоренение коррупции и снижение количества строительных афер.

Как передает “Интерфакс-Украина”, такое мнение в ходе “круглого стола” в понедельник, посвященного обсуждению готовящегося ко второму чтению ВР законопроекта №4733-1 от 3 июня 2016 года “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности”, высказали его соавторы и глава Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) Алексей Кудрявцев.

Они пояснили, что документ предусматривает отмену деклараций о начале строительства, а для реализации объектов, подпадающих под действующую ІІІ категорию сложности, вводится требование наличия разрешения органов ГАСИ. Сейчас строительство таких объектов осуществляется по декларативному принципу, необходимость получения разрешения действует только для IV, V категорий сложности, однако большинство застройщиков занижают категорию сложности путем дробления проекта на несколько объектов ІІІ категории.

Такие новации, по мнению А.Кудрявцева, направлены на сужение поля для манипуляций застройщиками, а для обычных граждан, которые ведут несложные строительства, максимально упростит разрешительную систему.

“Закон, кроме прочего, направлен на нивелирование коррупционных рисков. То, что сегодня происходит по отказам в регистрации деклараций, не должно быть. Декларация на начало строительства вообще не будет существовать. В 81% случаях, а это малый и средний бизнес, строительство будет начинаться на следующий день после отправления уведомления. А для объектов средних и значительных классов последствий мы вводим разрешения”, — пояснил А.Кудрявцев.

Он утверждает, что изменения не увеличат нагрузку на застройщиков, так как пакет документов на получение разрешения останется неизменным, при этом застройщики, ранее использовавшие декларативную систему для занижения категории сложности, будут вынуждены подавать копии документов.

По словам А.Кудрявцева, в случае предоставления застройщиками полного пакета документов, органы ГАСИ не смогут отказать в выдаче разрешения.

“Возвращение разрешительных документов на доработку будут отменены вообще, это снимет проблему коррупционных рисков в процессе взаимодействия гражданина и государственного учреждения”, — подчеркнул А.Кудрявцев.

Необходимость решения проблемы частых манипуляций застройщиками вокруг ІІІ категории отметил и член совета Украинского строительного сообщества (UBC) Сергей Петров.

Однако, по его мнению, введение категорий последствий для объектов строительства увеличат сроки реализации проектов и их стоимость. В частности, из-за попадания объектов действующей III категории в группу среднего класса последствий, появится необходимость получения экспертизы проектов специализированными организациями.

“Проведение экспертизы увеличит срок (реализации — ИФ) минимум на три месяца. Именно столько времени занимает экспертиза проекта. Незначительно увеличится цена реализации проекта, так как процедура стоит до 0,1% сметной стоимости. Особенно негативное влияние это будет иметь на строительство промышленных объектов”, — отметил С.Петров.

Кроме того, по его мнению, рынок экспертных услуг в Украине пока является недостаточно развитым, поэтому на этапе введения закона в действие, на рынке будет огромный ажиотаж желающих получить экспертизу.

“Есть сомнение, что они смогут справиться с таким наплывом”, — добавил он.

Не согласилась с таким утверждением представитель Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталья Козловская.

“Мы проанализировали и пришли к выводу, что сейчас рынок экспертных организаций развивается очень активно”, — отметила она.

При этом добавила, что Минрегион будет настаивать, чтобы ко второму чтению в законопроекте упразднили необходимость получения экспертного заключения в экспертных организациях государственной формы для объектов среднего класса последствий, оставив ее только для класса серьезных последствий.

Кроме того, по ее словам, необходимо, чтобы Кабмин разработал ряд подзаконных актов, чтобы закон смог заработать. По ее данным, после принятия законопроекта в первом чтении, документ уже получил более 100 предложений и поправок.

Сомнения участников “круглого стола” вызвало также предусмотренное законопроектом формирование Минрегионом перечня экспертных организаций, имеющих право на проведение экспертиз.

Не получила должного отображения в законопроекте, по их мнению, проблема наказания за незаконное строительство.

Кроме того, по словам члена совета UBC Сергея Овчинникова, беспокойстве вызывает предусмотренное документом право госорганов отменять собственные разрешения на строительство без решения суда.

“Иностранный инвестор должен понимать: если он получил разрешение, и не было выявлено никаких нарушений, то отмена разрешения не может иметь место. Решения должны быть взвешенными и правильными. Если выявлен факт коррупции, должен быть наказан чиновник, издавший разрешение, а не застройщик”, — сказал С.Овчинников.

Как сообщалось, законопроект №4733-1 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности” 13 июля был принят Верховной Радой в первом чтении.

Документ предусматривает отмену категорий сложности объектов строительства и вводит систему градации застроек по классам последствий (ответственности): значительные последствия (СС3), средние последствия (СС2), и незначительные последствия (СС1).

Отнесение объекта строительства до того или иного класса последствий осуществляет проектная организация или заказчик строительства.