Воспитательная работа на транспортном судне - Новости
Главная Новости Воспитательная работа на транспортном судне
Новости

27.11.2016
Воспитательная работа на транспортном судне

А. Торгашов, первый помощник капитана парохода «Александр Баранов» Сахалинского пароходства.

Развернувшееся на морском транспорте широкое движение за коммунистический труд предъявляет новые повышенные требования к идеологической работе судовых партийных организаций.

«Мы должны помнить ленинское указание о том, что вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть коммунистического воспитания,— говорил Л. И. Брежнев на XXIII съезде КПСС.— Вся идеологическая работа должна быть тесно связана с жизнью, с практикой коммунистического строительства, без этого, как не раз подчеркивал В. И. Ленин, она превращается в политическую трескотню. Мобилизация трудящихся на успешное решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма, формирование научного мировоззрения, коммунистической морали у всех членов общества, воспитание всесторонне развитой личности — таковы цели идеологической работы партии».

Эти слова Генерального Секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева стали программой действия партийной организации парохода «Александр Баранов». В идеологической работе коммунисты судна используют самые разнообразные формы: лекции, доклады, беседы, политинформации в перерывах трудового дня и перед началом демонстрации кинофильмов, занятия в сети политического просвещения, откровенные разговоры на собраниях и производственных совещаниях, вечера отдыха и выступления художественной самодеятельности, публикацию критических статей в стенной печати и передачи материалов в радиогазете.

Воспитательную работу с каждым моряком мы начинаем с первого дня его прихода на судно. Судовой актив знакомит новичка с историей парохода, жизнью экипажа, его трудовыми делами и производственными достижениями, с задачами, стоящими перед коллективом, морскими традициями, укрепившимися на пароходе «Александр Баранов», деятельностью различных кружков художественной самодеятельности и т. д. Вместе с тем актив выясняет биографию моряка, выявляет его способности и склонности. Молодому моряку на судне дают понять, что экипаж коммунистического труда поставил перед собой большие цели и имеет высокие обязательства, для выполнения которых потребуется и его непосредственное участие. Все это позволяет сразу же раскрыть перед новым членом коллектива перспективы его роста и достижения успехов в труде, ввести его в курс судовых дел и общественной жизни.

А рассказать новичку у нас есть о чем. За семилетнее плавание в Дальневосточном бассейне экипаж парохода «Александр Баранов» за самоотверженный труд получил 15 Почетных грамот, на вечном хранении на судне находятся алый вымпел Совета Министров СССР и ВЦСПС и голубой вымпел Министерства морского флота и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.

Наш пароход стал кузницей кадров — бывшие старшие помощники капитана тт. Коленченко, Асюнин, Михеев выдвинуты капитанами на другие суда, а т. Бердников и второй помощник т. Левшунов назначены первыми помощниками.

В течение семи лет без перерыва на судне выходят стенная газета «Истинным курсом», сатирический листок и фотогазета. Ежедневно по судовой радиосети передается радиогазета «Утро». Работает судовой университет культуры. Регулярно выступает художественная самодеятельность, успешно действует клуб веселых и находчивых.

На судне широко развернуто движение за коммунистический труд. Каждый член экипажа имеет индивидуальные социалистические обязательства. В прошлом году комитет плавсостава вновь подтвердил высокое звание ударника коммунистического труда 12 морякам.

Все это, конечно, не может не вызвать у новичка чувство гордости за коллектив, в котором ему придется работать, а также чувство ответственности за свое место в экипаже, за свои дела и поступки.

Пополнение нашего экипажа в основном идет за счет выпускников Корсаковской мореходной школы. И надо сказать, что большинство из них находит свое место в коллективе, вносит свежую струю в общественную жизнь судна и в конечном итоге становятся хорошими моряками. Правда, не всегда это становление проходит гладко. С некоторыми приходится повозиться. Но ведь для того на судне и существуют общественные организации, командиры подразделений, которые обязаны воспитывать членов коллектива в коммунистическом духе, прививать им высокие моральные качества. Так поступает и наша общественность.

Например, матрос Н. Малахов на первых порах был в числе отстающих. Хорошее влияние партийной организации и всего коллектива в короткий срок сделали его неузнаваемым. Сейчас его имя занесено на судовую Доску почета. С похвалой отзываются на судне о молодых матросах Н. Катренко, В. Виноградове, В. Волчкове, машинисте Ю. Запорожцеве и других. Они прилежны и исполнительны на работе, общительные и выдержанные в жизни.

На судне не проходит ни одного собрания или совещания, на которых прямо или косвенно не затрагивались бы вопросы коммунистического воспитания, улучшения политико-массовой работы среди моряков, участия командного состава в этом важном деле. Все это дает хорошие результаты, помогает воспитывать у моряков черты, характерные человеку коммунистического общества, развить у них нравственные принципы, определенные моральным кодексом строителя коммунизма. Административные меры постепенно уступают дорогу общественному воздействию. Так, например, в 1966 г. у нас за отличную и высококачественную работу члены экипажа поощрялись 196 раз, а наказано приказом по судну за проступки только два человека.

Судовая партийная организация стремится воспитывать молодежь на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, прилагает свои усилия к тому, чтобы развить у молодых моряков хорошие этические и эстетические вкусы. В университете культуры и комсомольском политическом клубе «Прометей» были прочитаны лекции на темы: «Первый нарком просвещения А. В. Луначарский», «Маршал М. Н. Тухачевский», «Всесоюзный староста М. И. Калинин», «Русские мореплаватели Хвостов и Давыдов», «Русские революционеры на сахалинской каторге», «Отечественная война 1812 года», «Что такое эстетика?», «Как вести себя в обществе?», «Быль о золотом эшелоне», «Музыка — это культура», «Забытые Колумбы» и многие другие.

Мощным средством коммунистического воспитания моряков является политическая учеба в сети партийного просвещения. В школе основ марксизм а-ленинизм а и начальной политической школе учеба построена таким образом, что изучаемый материал тесно увязывается с практической деятельностью коллектива. К пропагандистской работе привлечены лучшие силы экипажа. К этому партийному поручению с большой ответственностью подходят Н. Саламаха, В. Коробкин, В. Виноградов, G. Ромашкин, В. Волчков, H. Проценко, Л. Тряхов и другие.

Важную роль в воспитании моряков играет судовая печать, особенно стенная газета «Истинным курсом», радиогазета «Утро» и сатирический листок, где не только отмечаются славные вехи, дела в жизни экипажа, но и смело вскрываются все наши недостатки. Фельетоны, едкие заметки, дружественные шаржи, карикатуры помогают нашим людям освобождаться от таких пороков, как бездеятельность и лень. Конечно, кому захочется вторично попадать на острие пера рабкора или карандаша судового художника В. Козленко?

Насколько действенна критика в нашей печати, показывает такой случай. Когда за проступок в сатирическом листке была помещена карикатура на члена обслуживающего персонала Н., он чуть-ли не со слезами на глазах просил снять ее, обещая не повторять ничего подобного. И действительно, в дальнейшем за ним ничего плохого мы не замечали.

Всестороннее развитие личности происходит также в судовом клубе веселых и находчивых (КВН), в различных кружках художественной самодеятельности. Здесь моряк не только расширяет свой кругозор, но и доставляет удовольствие всем членам экипажа, вносит в жизнь коллектива что-то новое, интересное.

Можно ли чем-то измерить действенность коммунистического воспитания? Думаем, что можно. Плоды идеологической работы взвешиваются на тех же самых весах, на которых мы взвешиваем все созданные человеком материальные ценности. Стало быть, у нас на судне действенность массово-политической работы в первую очередь определяется производственными результатами, количеством и качеством перевезенных народнохозяйственных грузов, ростом производительности труда, улучшением хозяйствования. Вместе с тем, какую бы сторону жизни мы не взяли — экономику, производство, культуру, быт, общежитие,— всюду показателем эффективности наших усилий выступает идейное сознание, активность, организованность и ответственность людей за порученное дело.

Мы вступили в третий год новой пятилетки, который ставит перед нами более сложные задачи. Это накладывает на коммунистов судна еще большую ответственность за дальнейшее повышение уровня идейно-политической работы среди моряков, за воспитание их в духе марксистско-ленинского мировоззрения, в духе требований коммунистической морали. Члены нашей партийной организации хорошо понимают это и приложат все силы и знания, чтобы выполнить задачи, поставленные XXIII съездом КПСС в области идеологической работы.