Главная Статьи Назад в светлое будущее
Статьи

06.11.2008
Назад в светлое будущее

В канун очередной октябрьской годовщины homeweek.ru представляет топ-10 самых забавных построек советской эпохи.

 


 

Седьмое ноября перестало быть красным днем календаря и пополнило череду рабочих будней. Впрочем, праздник революции все равно остается в сознании наших сограждан особенным днем. Несмотря на необходимость вставать по звонку будильника и ехать на работу, несмотря на появление маловразумительного Дня народного единства, несмотря на то, что людей, желающих вернуться в советское прошлое, у нас все-таки меньшинство.

И все-таки «совок», который мы так не любим, никуда не делся. Он остается нашим настоящим. Предметы и явления с эпитетом «советское» окружают нас. Холодильник в бабушкиной квартире, троллейбусы на улицах – это не рудименты прошлого, а самое что ни на есть исправно работающее настоящее.

А еще в наследство от советской эпохи нам досталась архитектура. Типовые дома - «хрущевки», «сталинки», «брежневки», и здания-легенды: дом на набережной, гостиница «Москва», «Детский мир». Они окружают нас. Они формируют наше представление о городах, в которых мы живем. Какая она, Россия-матушка? И такая тоже.

Мы привыкли считать, что советская архитектура – это что-то тяжеловесное, монументальное, однообразное и бесконечно скучное. Однако за семьдесят лет движения к светлому будущему под сенью красного знамени отечественные архитекторы не скучали. Коммунизм они, правда, так и не построили. Зато построили много чего такого, что надолго запомнится их потомкам.

Первое место достается мавзолею Ленина. Но не тому, который мастодонт советской архитектуры Щусев воздвиг на Красной площади, а его челябинскому собрату – мавзолею Ленина на Алом поле. Никакого Ленина внутри, естественно, нет, - тело Ильича, как известно, находится в Москве. Однако вид челябинской «усыпальницы» невольно наводит на мысль, что хотя бы частичка мощей вождя тут должна быть.

 


 

Вид южноуральского архитектурного недоразумения вряд ли кого-то наводит на мысли о мировой революции. Зато несет на себе неизгладимый отпечаток местного восточного колорита. Как пишут критики, «получилось сооружение – полумечеть, полутрибуна, полу-мавританский павильон, полужертвенник». Авторы монумента – архитектор Н.М. Чекасин и инженер П.И. Искосков – работали оперативно. Строительство монумента началось уже вечером 24 января 1924 года. Интересно, когда они успели разработать проект? Как бы то ни было, мавзолей был открыт 15 июля 1925 года.

На втором месте – тоже сооружение 1924 года. И тоже посвященное памяти «самого человечного человека». Правда, на сей раз это не здание, а скульптура. Бюст Ленина на шаре, да еще и с четырьмя ногами. Этакий четвероногий друг детей.

 


 

Это первый в Союзе памятник Ильичу. Его поставили в 1924 году на территории одесского судоремонтного завода на деньги и силами местного пролетариата. Одесский бронзовый вождь – настоящий образец народного творчества. Автором монумента стал не какой-нибудь маститый скульптор, а простой парень – рабочий-литейщик с незамысловатой фамилией Федотов, изобразивший Ленина «стоящим на земном шаре и разрывающим кандалы империализма».

Бронза достается еще одному сооружению пламенных двадцатых. Встречайте: школа имени 10-летия Октября. Нетрудно сосчитать, что строительство было закончено к 1927 году. Строили «серпастую и молоткастую» два года. Ленинградские улицы украсил таким занятным образом архитектор Александр Никольский.

 


 

Занявший четвертое место архитектурный шедевр находится на территории солнечной Армении. Не Эчмиадзин, конечно, но тоже кое-что весьма достойное. Наземный вестибюль ст.м. «Еритасардакан» в Ереване поражает воображение.

 


 

С языка Ованеса Туманяна на язык Пушкина «Еритасардакан» переводится как «Молодежная»: в округе расположены крупнейшие вузы республики: госуниверситет, медицинский и политехнический институты, поэтому площадь возле вестибюля закономерно стала местом тусовок ереванской молодежи. Впрочем, нынче забавное сооружение стало гораздо меньше радовать глаз «новых армян» - с удивительного сооружения сняли металлическую обшивку.

 


 

Пятое место досталось «Москвичу». Мало того, что здание расположено в российской столице, так еще и является музеем АЗЛК, который выпускал «Москвичи». Нелетающая тарелка приземлилась на территории завода имени Ленинского комсомола в 1981 году по велению души архитектора Евгения Малинина.

 


 

Шестая строчка в рейтинге архитектурных казусов тоже досталось «культурному» сооружению на заводской территории. Шедевр конструктивизма, исполненный в дереве, и поныне радует глаз рабочих Синарского труболитейного завода в Каменске-Уральском.

 


 

Архитекторы, чьи имена история предпочла не сохранить, придали зданию форму труб – тех самых, которые выпускает предприятие. Администрация решила разместить в постройке туалет, тем самым намекнув всем желающим туда попасть, что, мол, ваше дело труба.

На седьмом месте – «конструктор» от грузинских архитекторов Г. Чахавы, З. Джалагании. Год выпуска – 1974. Нечто, напоминающее нагромождение положенных горизонтально небоскребов, на самом деле - инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузии. Здание, в отличие от знаменитых «ушей Андропова» на площади Республики, дожило до наших дней. Теперь здесь расквартирована организация под интригующим названием «Дом Радио».

 


 

Восьмое место достается знаменитому советскому архитектору Ивану Фомину и его нереализованному проекту крематория, который собирались построить в 1919 году в Александро-Невской лавре. Кремация была в то время модным трендом, а пламенный оратор революции Троцкий называл крематории «кафедрами безбожия». Для архитекторов, желающих возвести филиал геенны огненной на территории православной обители, был объявлен конкурс, в котором и победил Фомин.

 


 

Проект Фомина до сих пор вызывает немало вопросов. Например, почему крематорий получился похожим на мечеть с двумя минаретами? Понятно, борьба с «богом и слугами бога» шла в Советской России полным ходом, но ведь не настолько же… Впрочем, проект так и не был реализован. Его строительство «было признано нежелательным», а для превращения во прах тел почивших в бозе советских граждан стали использоваться бани на Васильевском острове, превратившиеся в «бани по-черному».

На девятое место взгромоздилась пирамида. Громоздкое сооружение из Минска, правда, не имеет никакого отношения к величественному погребальному комплексу в Гизе. Здание, похожее на гигантский загородный коттедж – всего лишь гостиница «Агат». В минском микрорайоне с пасторальным названием «Зеленый луг» она появилась в 1988 году.

 


 

Замыкают хит-парад представители эстонской архитектурной школы. Жилые дома Пярнусской межколхозной организации (архитектор Т. Рейн), в отличие от девяти остальных «призеров» нашего рейтинга, улыбки не вызывают. Они вызывают удивление. Эстонцы, хоть и строили дома в Пярну долго, с 1973 по 1985 год, неожиданно оказались впереди планеты всей. То, что у них получилось, сегодня могло бы быть построено в каком-нибудь европейском городке.

 


 

Текст: Виктория Сафонцева, homeweek.ru

 
11
 



Добавить комментарий

Ваше имя


Комментарий


Код