Главная Тема недели Малое кольцо: реинкарнация, или Наземное метро в Москве

Тема недели

Малое кольцо: реинкарнация, или Наземное метро в Москве


С каждым годом столица продолжает расти вширь и ввысь, людей продолжает всё прибывать – но как решить проблемы с перегрузкой системы общественного транспорта? Сейчас, когда в часы пик даже в метро порой возникают пробки, не говоря уже об автомобильных дорогах – как изжить проблему закупорки городских артерий?

Правительство Москвы считает, что адекватным решением этих проблем может послужить открытие Малого кольца Окружной железной дороги для пассажирского транспорта.

 

На фото: Алексеевский мост через Москву-реку - часть Московской окружной железной дороги

 

Малое кольцо в цепи времён

Малое кольцо не такое уж и малое, протяжённость кольца в нынешнее время составляет около 55 километров. Окружная железная дорога была открыта в 1907 году, первый поезд прошёл по ней 19 июля 1907. Строилась она по высшему классу, поэтому и обошлась государству в немалую на тот момент сумму – 38 миллионов рублей. Первоначально по дороге перевозили как грузы, так и пассажиров – в день проходило около 4-х пассажирских поездов.

Но в 1930 году пассажирское движение на московской окружной закрыли и она стала использоваться только для грузоперевозок. Причиной прекращения пассажирского движения послужило быстрое развитие трамвайных и автобусных перевозок, которым МК МЖД не могло составить конкуренцию. На долгий период времени дорога стала использоваться исключительно для грузоперевозок.

Однако в конце прошлого века начались неоднократные попытки реанимации пассажирского движения на МК МЖД. Растущий с каждым годом пассажиропоток и прочие транспортные проблемы развивающегося города заставили искать новых решений. А всё новое, как известно, – хорошо забытое старое. Взоры московских чиновников обратились на полузабытое Малое кольцо Московской железной дороги – и тут их ждало открытие. К началу нового тысячелетия окружная железная дорога уже потеряла первостепенную значимость в качестве грузовой магистрали. Прошли и те времена, когда МК МЖД исполняла роль внешней границы столицы, места её прохождения теперь находятся в центре транспортного сообщения Москвы. При этом – Малое кольцо проходит многочисленными путепроводами и мостами через все прочие городские коммуникации, что позволяет избежать задержек на переездах.

Словом, такое положение дел никак не могло оставаться без внимания столичных властей.

 

На фото: дизельный поезд РА-2, которым оснастят МК МЖД

 
Малое кольцо возвращается!

Первые проекты возобновления пассажирских перевозок по МК МЖД появились ещё в 60-х годах прошлого века. Тогда, в предвкушении бурного развития проекта, на станциях московского метрополитена были спроектированы и кое-где даже построены переходы к станциям МК МЖД, но идея реставрации Малого кольца заглохла.

Вновь она была доведена к рассмотрению в 1997 году, когда был подписан совместный протокол по вопросу реконструкции Малого кольца для организации пассажирского движения с сохранением грузовых перевозок. В тот момент уже стало ясно, что ресурсов кольцевой линии московского метро скоро станет критически недостаточно.

Но с мёртвой точки дело сдвинулось только спустя 10 лет (и спустя целый век со времени открытия МК МЖД) – в 2007 году правительство Москвы и РЖД принялись за совместное осуществление концепции организации пассажирского движения по Малому кольцу. В октябре прошлого года было принято решение о реализации пилотного проекта организации пассажирского движения на участке от станции Пресня до станции Канатчиково.

Всего планируется сооружение 30 пассажирских станций на Малом кольце. При этом 10 станций московского метрополитена будут связаны между собой Малым кольцом таким образом: Международная, Кутузовская, Спортивная, Лениниский проспект, Шоссе Энтузиастов, Измайловский парк, Черкизовская, Улица Подбельского, Ботанический сад и Владыкино. Кроме того, на остальных станциях можно будет пересесть на остальные виды городского транспорта, пригородные электрички и железнодорожные экспрессы до аэропортов. Электрификация линий МК МЖД пока только в планах, а до тех пор планируется использование тепловозов и дизель-поездов на базе РА-2.

Запуска же электропоездов лёгкого метро по Малому кольцу можно будет ожидать только к 2012 году – когда будет успешно завершена электрификация и все станции МК МЖД будут наконец построены. Планируется, что пассажиропоток будет составлять около миллиона человек в день, что значительно поможет в облегчении нагрузки на другие виды транспорта.

 

На фото: законсервированная станция «Площадь Гагарина» будет вскоре открыта

 

Поживём - увидим

Таким образом, МК МЖД может стать действующим аналогом скоростной городской железной дороги, которая получила в нынешнее время большое распространение в странах Европы. В частности, в Германии существует 14 систем скоростных железных дорог, там подобный вид городского транспорта называется s-bahn. Подобная «городская электричка» или «наземное метро» - весьма функциональный вид городского транспорта. В России подобные аналоги тоже есть: в Новомосковске, Владивостоке и до недавних пор – в Волгограде. Но в случае с Москвой можно сказать, что потребность в подобном виде транспорта является крайне высокой.

Все несомненные плюсы возобновления пассажирского движения по Малому кольцу очевидны – более того, это явная необходимость. Какие же проблемы могут возникнуть в осуществлении такого во всех смыслах важного проекта? В первую очередь это необходимость инвестирования в реконструкцию и модернизацию МК МЖД больших объёмов денежных средств – общее количество необходимых средств составляет 30 миллиардов рублей. В одном только 2008 году на плановые работы будет выделено 200 миллионов рублей, которые инвестирует в проект ОАО «РЖД».

В сложившейся ситуации также крайне нежелательно любое затягивание и откладывание реализации составных частей проекта – ситуация с транспортом в столице скоро может стать близкой к коллапсу.

В любом случае, в ближайшее время стоит пристально наблюдать за открытием проектного участка пассажирского сообщения по МК МКЖД в районе Канатчиково и ожидать постепенного роста недвижимости в районах прохождения Малого кольца Московской железной дороги.

Текст: Михаил Смышляков, homeweek.ru

 
1
 



Добавить комментарий

Ваше имя


Комментарий


Код